Франкизм

По данным ревизоров, 1397 картин числятся в инвентаризационных описях Прадо, однако не находятся под контролем музея, и в то же время обнаружены 1596 картин, которые нигде не учтены. Инспекторы, например, с удивлением обнаружили в кабинете заведующего одним из отделов 173 рисунка, которые не были записаны ни в один из документов. В описи 1879 года числилось 95 рисунков Гойи, а работники музея смогли представить лишь 86. Куда исчезли девять? Никто этого не знает. Всего же государственный контроль насчитал в фонде Прадо 7043 картины, из них 3032 картины находились в различных учреждениях и организациях. Было получено подтверждение об исчезновении или безвозвратной потере 332 полотен, а поиски еще 235 картин продолжались. Трудно сказать, будет ли когда-нибудь составлен достоверный отчет, в котором бы сходилась «вся бухгалтерия». Ради справедливости необходимо отметить, что у администрации Прадо не было ни средств, ни сил для того, чтобы вести эту «следовательскую», а тем более исследовательскую работу. Франкизм превратил патронат в чисто декоративный орган. В последние годы режима его членами состояли не столько специалисты в области живописи или музейного дела, сколько чиновники, доказавшие свою верность диктатору. К счастью для музея, с 1970 по 1976 год патронат ни разу не собрался. К середине 70-х годов Прадо переживал трудные времена. Не хватало средств, залы были плохо освещены, перегружены картинами, некоторые помещения были закрыты из-за отсутствия денег для содержания персонала, не было строго научного каталога. В течение многих десятилетий в музее не было даже реставрационной мастерской, и для каждой реставрации временно нанимали специалистов. Популярный мадридский журнал «Камибо-16» писал в связи с этим: «Видя, в каком состоянии находится сейчас музей, может показаться, что испанское государство предпочитает скорее следовать примеру маршала Мюрата, который во время наполеоновской оккупации использовал неоклассическое здание, построенное Вильянуэвой, как военную конюшню».



© 2008