Популярный музей

Начало Музею естественных наук положил Королевский кабинет естественной истории, созданный в 1771 году. Карлос III поручил Хуану де Вильянуэве построить на бульваре Прадо дом, в котором должны были разместиться музей и Академия естественных наук. Но, как уже упоминалось, это здание позже было занято собранием живописи. Коллекция кабинета естественной истории сначала ютилась в Академии изящных искусств, потом в подвалах Национальной библиотеки. В 1887 году она заняла постоянное место на проспекте Кастельяна. Основателем музея был Педро Франко Давила, которого считают «дедушкой испанской науки». Он учился естественной истории в Париже, где и начал создавать свою коллекцию. В 1758 году он хотел предложить ее Фердинанду VI, но монарх вскоре умер. Позже Педро Франко Давила обратился с таким же предложением к Карлосу III. Монарх принял драгоценный подарок, а самого ученого назначил директором кабинета естественной истории. В музее представлено около двух миллионов экземпляров насекомых, свыше полумиллиона моллюсков и рыб, коллекция чучел млекопитающих, пресмыкающихся, птиц, богатое собрание минералов. С конца XIX века и до начала гражданской войны музеем руководил профессор Игнасио Боливар, превративший музей в исследовательское учреждение и создавший известную научную школу. В 30-х годах библиотека музея была одной из крупнейших в Европе в своей области. Начиная с 40-х годов музей приходит в упадок. Брошенный на произвол судьбы, он быстро потерял научное значение. В начале 80-х годов залы представляли довольно печальное зре-лище: покрытые пылью полуразвалившиеся чучела, пустые витрины, расставленные в беспорядке экспонаты. «Если человек побывал в Музее естественных наук и после этого не потерял интереса к научной деятельности, значит,он действительно имеет склонность к науке»,— сказал в то время один из известных испанских профессоров. В 1979 году был зафиксирован первый акт «научного терроризма»: группа молодежи выкрала из музея рубин и изумруд и направила в газету «Пайс» письмо, в котором пояснила, что она предприняла эту акцию с целью показать, в сколь запущенном состоянии находится учреждение, которое когда-то пользовалось славой в Европе.