Реставрация

В 1984—1986 годах музей был закрыт для посещения в связи с реставрацией художественных ценностей, к которым до этого ни разу не прикасалась рука специалиста. Не обошлось и без открытий. В одном неприметном уголке висели картины, изображавшие трех святых — Мар-гариту, Лусию и Инессу. Однако специалисты обратили внимание на то, что персонажи очень уж выпадали из стиля, в котором тогда изображали святых. При исследовании оказалось, что это портреты трех дочерей Карлоса де Эстирия, которых отец послал в Мадрид в надежде, что Филипп III обратит на одну из них свое внимание. В 1987 году Европейским советом музей Дескальсас-Реалес был объявлен музеем года. На эту премию, которая присуждается с 1977 года, претендовали еще 57 музеев из 17 стран, но завоевали ее монастырь в Мадриде и Национальный музей Баварии. Из испан ских музеев почетного звания удостаивался до этого лишь музей художника Хоана Миро в Барселоне. По случаю решения Европейского совета президент Управления национальным достоянием Испании заметил: «Дай-то бог, чтобы премия, присужденная Дескальсас, послужила тому, чтобы мы, испанцы, немного больше гордились нашим достоянием и научились ценить его. Хотя бы потому, что оно принадлежит нам и является одним из самых богатых и ценных в мире». Замечание отнюдь не случайное. Специалисты постоянно бьют тревогу по поводу положения музеев в Испании и нехватки средств, выделяемых государством для их содержания. Денег не хватает не только для того, чтобы осуществить реставрационные работы, оборудовать помещения установками искусственного климата и надежной сигнализацией (а кражи в музеях — явление нередкое), но и просто для того, чтобы оплачивать содержание самого необходимого персонала. Один из мадридских журналов написал, что, когда в ленинградский Эрмитаж прибыли для выставки 39 картин из Прадо, администрация советского музея категорически отказалась экспонировать 20 полотен, оказавшихся в плачевном состоянии, и бы-ла вынуждена просить согласия дирекции Прадо на реставрацию полотен, прежде чем выставить их в зале. В начале 80-х годов в 88 национальных музеях, существующих в Испании, было всего 99 реставраторов — в два раза меньше, чем в парижском Лувре. Как можно говорить о заботе, отмечал журнал, если две ценнейшие картины Тинторетто и Тициана при отправке выставки в Лос-Анджелес были потеряны и их потом нашли в ангаре аэропорта Франкфурта! «Культура народа определяется состоянием его музеев,— утверждают испанские специалисты,— но в Испании заниматься музейным делом — значит плакать».