Утерянные шедевры

Особенно много картин было потеряно в 40-е годы, когда по распоряжению Франко их раздавали чуть ли не как награды за верность режиму. Тогда многие ценные полотна перешли в ведение штабов военных округов, в кабинеты губернаторов и испанских послов за границей. Как правило, получение оформлялось обычной распиской, которая не только не имела какой-либо юридической силы, но по ней зачастую нельзя было определить, по какому же адресу увезены ценности. Когда же позднее музей попытался вернуть свою собственность, то многих полотен он обнаружить так и не смог. После гражданской войны «победители» приноровились приходить в Прадо как в свою вотчину и часто покидали музей с «трофеями». Как вспоминал потом Перес Санчес, в те времена перед визитами высокопоставленных деятелей работники музея под разными предлогами закрывали склады-запасники, чтобы уберечь богатство музея от могущественных «налетчиков». Как свидетельствует испанская печать, некоторые работы, числившиеся в каталоге музея передан-ными на хранение, оказывались в антикварных магазинах Лондона и Парижа. «Похоже,— написал журнал «Интер- _чт0 никто не заинтересован в том, чтобы расследова- не было завершено. Видимо, потому, что окончательные " льтаты подтвердят неоспоримую ответственность Многих из тех, кто еще находится у власти или живет в ее тени». А мадридская газета «Йа» с горечью заметила: «Тем художественным богатством, которое мы потеряли, американцы могли бы заполнить музеи всех своих штатов. Мы же украшаем дипломатические особняки и обогащаем антикваров половины мира». Инспекторы государственного контроля провели ревизию деятельности Прадо за 1976—1982 годы и в 1985 году опубликовали заключение, в котором признают, что «невозможно с научной точностью определить, какими произведениями искусства в действительности располагает музей и где они находятся».



© 2008