Завещание Пикассо

Пабло Пикассо в своем завещании написал, что «Герника» принадлежит испанскому народу и полотно должно быть передано Испании тогда, когда там установится демократия. После смерти Франко сначала деятели испанской культуры, а потом и официальные органы власти поставили вопрос о передаче «Герники» Испании. Более четырех лет длилась процедура оформления возвращения картины, сложные переговоры с наследниками художника, а также с дирекцией Нью-Йоркского музея современного искусства, где все эти годы, за исключением выставок в Европе в начале 50-х годов, хранилось произведение великого художника. Нью-Йоркский музей, которому экспозиция «Герники» приносила солидные доходы (ее посмотрели в Нью-Йорке 175 миллионов человек), естественно, не спешил возвращать картину и под разными предлогами затягивал решение вопроса. Наконец 30 сентября 1980 года было объявлено, что «Герника» передается в распоряжение Испании. Довольно длительное время в Испании шли споры о том, где именно на испанской земле будет храниться полотно. На это претендовали город Герника, Музей Пикассо в Барселоне, родина художника — город Малага. После долгих споров было принято решение, что картина будет экспонироваться в здании Касон-дель-Буэн-Ретиро. «Последний изгнанник гражданской войны вернулся на родину»,— писали в связи с этим мадридские газеты. Больше месяца понадобилось для оборудования зала, где должно было экспонироваться полотно. Кроме него, в зале нет других картин, если не считать расписанного потолка. В боковых коридорах выставлены 63 эскиза к «Гернике». Само же полотно заключено в камеру с непробиваемым стеклом, где поддерживаются определенная температура и влажность, установлено специальное освещение с отражателями световых бликов. Проникнуть в камеру можно лишь через боковые бронированные двери со сложным механизмом и чуткой системой сигнализации. Испанские власти израсходовали на установку картины 130 миллионов песет, сделали все возможное, чтобы уберечь знаменитое полотно от любых случайностей.